Адрес: Новгородский район, д. Спас-Нередицы

История

Каменная церковь Спаса на холме Нередица (рядом с княжеской резиденцией — Городищем) построена в июне-сентябре 1198 г. по заказу новгородского князя Ярослава Владимировича. Храм является последним памятником княжеского строительства в Новгороде; после 1198 г. заказчиками культовых построек выступали уже не князья, а церковь, бояре, купцы и даже уличане. Новгородская третья летопись под 1197 г. сообщает также об основании Нередицкого монастыря.

На следующий год после окончания строительства церковь Спаса была расписана фресками.

Первоначально фасады здания не были оштукатурены. Глава имела, предположительно, шлемовидную форму и была покрыта (также, как и кровля четверика и апсид) лемехом. Полы набраны из поливных керамических плиток.

В 1386 г. Нередицкий монастырь вместе с другими пригородными монастырями был сожжен новгородцами при приближении войск князя Дмитрия Донского. В 1528 г. в Новгородских монастырях архиепископом Макарием введен общежительный устав.

Во время одного из ремонтов в XVI или в XVII вв. храм подвергся перестройке: первоначальное позакомарное завершение фасадов переделано на восьмискатное, полусферическая кровля апсид заменена конической, а сами апсиды надложены, окна на северном и южном фасадах растесаны.

В 1678 г. Нередицкий монастырь приписан к Юрьеву монастырю. При учреждении штатов (1764 г.) монастырь упразднен, а ц. Спаса обращена в приходской храм.

В 1795 г. к церкви Спаса пристроен невысокий, одноэтажный западный притвор, а в двух метрах к западу от него вместо деревянной колокольни поставлена небольшая каменная колокольня. Восьмигранная трехъярусная колокольня имела два яруса звона и была покрыта невысоким шатром.

В 1839 г. восьмискатная кровля церкви Спаса переделана на четырехскатную, причем стены надложены до одного уровня бревнами. Эта крыша полностью закрыла окна барабана.

В середине XIX в. ц. Спаса приписана к ц. Благовещения на Городище. К 90-м годам XIX в. храм обветшал и нуждался в ремонте.

В 1903-1904 гг. под руководством художника-архитектора, члена Археологической комиссии П. П. Покрышкина проведена реставрация памятника: укреплен и расширен фундамент; заменена облицовка и штукатурка снаружи стен и барабана; где можно, оставлена и укреплена старая штукатурка; вычинена глава церкви, полы в интерьере; реставрированы заложенные или растесанные первоначальные окна, а также позакомарное покрытие; притвор XVIII в. разобран.

После 1917 г. церковь была закрыта (когда именно, неизвестно). Как использовался памятник в советское время, не установлено.

В 1919-1920 гг. по предложению П. П. Покрышкина была сбита цементная штукатурка с наружных поверхностей стен, так как цемент лишал стены естественной вентиляции и способствовал распространению сырости. Был также срублен декоративный карниз, им же сделанный в 1904 г.

В годы Второй мировой войны огнем немецкой артиллерии памятник был разрушен и находился в аварийном состоянии (сохранилось примерно 40% кладки и примерно 15% живописи). Особенно сильно пострадали северная и западная части церкви, поскольку именно с этих сторон велся обстрел. Знаменитые нередицкие фрески погибли почти полностью.

В 1944 г. группой студентов под руководством М. К. Каргера произведены частичные раскопки руин церкви. Расчищен юго-восточный угол, на освобожденной от завалов части стен укреплены фрески (А. В. Виннер). Над руинами устроено временное деревянное покрытие.

В 1946-1947 гг. проведены археологические раскопки завалов с тщательным отбором упавших фресок, выполнены обмеры руин. Архитектором С. Н. Давыдовым был составлен проект восстановления и реставрации храма. В 1949 г. проведен первый этап восстановления — укрепление и консервация сохранившихся стен и частичное восстановление утраченной кладки (восстановлена кладка северной и западной стен и юго-западного угла на высоту от 3 до 5 м; отреставрированы внутристенная лестница и часть нижних окон).

В 1956-1958 гг. восстановление Нередицы завершено. Кладка утраченных частей велась по обмерным чертежам Покрышкина. В уровне древних деревянных связей заведены новые стальные связи. Перед производством работ фрески были закрыты фанерными щитами. Научно-технический надзор за работами осуществлял архитектор Г. М. Штендер.

Архитектура

Церковь Спаса расположена в живописной местности, примерно в 3 км к югу от Новгорода, на окраине деревни Спас-Нередицы, на возвышенном месте, и хорошо просматривается из города; северо-западнее церкви протекает ручей Нередица (Спасская канавка), впадающий в реку Малый Волховец. Церковь ориентирована алтарной частью на юго-юго-восток.

Памятник относится к типу небольших кубических крестовокупольных, четырехстолпных, трехапсидных одноглавых храмов. Боковые апсиды понижены примерно до половины высоты центральной (это необычный прием в новгородском зодчестве). Четыре мощных, квадратных в плане столба, соединенные подпружными арками, несколько сдвинуты к востоку; на подпружные арки и столбы с помощью парусов опирается световой барабан. Западные столбы связаны с южной и северной стенами двумя ярусами арок. На нижних арках покоятся угловые камеры, между которыми размещены хоры. Арки, связывающие столбы с западной стеной, одновременно служат входами в угловые камеры. На хоры можно попасть по лестнице, пробитой в толще западной стены; вход на лестницу расположен с юго-западном углу. Внутри церкви в стенах размещено множество различных по величине и форме ниш. Угловые камеры открыты в сторону хор большими арками. Храм имеет три входа (с западной, южной и северной сторон), которые представляют собой прямоугольные проемы, перекрытые дубовыми брусьями.

В интерьере храма сохранились фрагменты фресковой росписи 1199 г. (в основном — в юго-восточной части). Фрески Нередицы до их разрушения являлись уникальным памятником русского монументального искусства XII в. Это был единственный на русской земле полный стенописный ансамбль данного периода, почти не искаженный поновлениями.

Фасады решены предельно просто, декор сведен до минимума. Все фасады расчленены широкими лопатками, соответствующими внутренним столбам, на три разновеликих части; в верхней части лопатки стянуты двухуступчатыми арками закомар. Окна четверика — узкие, удлиненные, с полуциркульным завершением, без обрамлений — расположены в один-два яруса. Оконные проемы размещены не горизонтальными рядами, а более свободно, причем верхние окна средних членений фасадов находятся в центре закомары, т.е. занимают наиболее высокое положение. Центральные трети северного и южного фасадов, как наиболее широкие, прорезаны на уровне первого яруса парой окон. Апсиды также освещаются окнами: боковые — одним, центральная — двумя проемами, расположенными друг над другом. Внутристенная лестница освещается двумя маленькими прямоугольными оконцами в западной стене. Фасады четверика имеют позакомарное завершение без карниза. Массивный барабан прорезан по основным и промежуточным осям восемью окнами, аналогичными окнам четверика. Барабан завершен фризом из полуциркульных арочек, украшенных зубчиками (поребриком), и несложным карнизом. Глава барабана — массивная, луковичной формы.

Церковь возведена в смешанной технике: из перемежающихся рядов камня (красноватого ракушечника) и плинфы на известняковом растворе с цемянкой. Грубый строительный материал (камень) оказал существенное влияние на внешний облик здания, стенам и столбам которого свойственна неровность поверхностей и кривизна линий и углов. Фасады церкви при восстановлении обмазаны тонким слоем известково-цемяночного раствора. В интерьере таким раствором обмазана только новая кладка. Покрытие четверика, апсид и главы — из оцинкованного железа. На крыше установлены бетонные водометы. В верхних ярусах здания в стены и столбы заведены стальные связи (в стенах они забетонированы, в открытых местах обшиты коробами). Все двери церкви — дубовые, без металлических полос. Деревянные окончины выполнены на основании древних. Пол церкви из больших каменных плит.

Информация

Ядрышников В. А. Исторический паспорт (декабрь, 1984)