История

В Новгородских летописях сообщается, что в 1439 г. в Вяжищском монастыре по заказу архиепископа Евфимия II построена каменная трапезная с церковью Иоанна Богослова и подвалами. История этого памятника в дальнейшем неизвестна, вероятно, он был разобран в XVII в.

В XVI в. (точная дата неизвестна, скорее всего, в середине века) в монастыре строится новая большая трапезная с церковью к западу от соборной церкви Николая и старой трапезной. Трапезная XVI в. после сильного пожара 1688 г. была, вероятно, разобрана.

В 1698-1708 гг. строится существующая доныне трапезная с церквями Иоанна Богослова и Вознесения и двухъярусной колокольней. Одновременно строится двухъярусная каменная галерея-переход с крыльцами, соединившая трапезную с Никольским собором. Заказчики этой постройки — архимандриты монастыря. В нижнем этаже трапезной разместились разные монастырские службы (хлебня, поварня, кладовые), на втором этаже — церковь Иоанна Богослова, трапезный зал, хлебодарня и настоятельские покои, на третьем этаже — церковь Вознесения.

Даты и характер перестроек точно не известны. Уже в описи 1746 г. отмечается, что трапезная церковь имеет одну главу вместо пяти. Вероятно, в XIX в. палаточное покрытие церкви переделано на четырехскатное, изменена форма окон, частично планировка.

Монастырь был закрыт после Октябрьской революции (в 1920-х годах). После закрытия монастыря памятник без надлежащего ухода начал разрушаться. Здание серьезно пострадало в годы Второй мировой войны. В послевоенный период продолжало разрушаться и к началу реставрационных работ находилось в плохом состоянии. 

Исследовательские и проектные работы велись с 1958 по 1964 гг. Реставрационные работы по памятнику ведутся с 1964 г. и до сих пор не завершены. Реставрация ведется на конец XVII — начало XVIII в. Реставрированы фасады (включая изразцовый декор), первоначальные завершения, частично — планировка. Не проведены отделочные работы в интерьере. Автор проекта реставрации — архитектор Л. Е. Красноречьев.

Архитектура

Трапезная с церквями Иоанна Богослова и Вознесения и колокольней расположена в южной части монастыря, к югу от Никольского собора, и соединяется с ним двухъярусным переходом-галерей с крыльцами.

Памятник представляет собой вытянутое по оси восток-запад двухэтажное здание (трапезная), к которому с востока примыкает трехэтажный объем церквей Иоанна Богослова и Вознесения; над юго-западным углом трапезной возвышается двухъярусная колокольня.

Трапезная церковь относится к типу двухстолпных, трехапсидных, пятиглавых храмов. Имеется три этажа. Нижний этаж (подцерковье) использовался для хозяйственных нужд, на втором этаже располагалась церковь Иоанна Богослова, на третьем — церковь Вознесения. Первый и второй этажи церкви не сообщаются между собой; со второго на третий этаж ведет внутристенная лестница, пробитая в толще западной стены (вход на нее — из трапезного зала). Подцерковье имеет отдельный вход с южной стороны, а церковь Иоанна Богослова сообщается с трапезным залом. Подцерковье разделено стеной на две неравные части. На втором этаже (церковь Иоанна Богослова) основной объем церкви отделен от алтарной части стеной с арочными проемами.

Нижний этаж трапезной состоит из 11 различных по размерам и планировке помещений. В трапезную ведут четыре входа с южной стороны (один из них сейчас заложен) и два — с западной стороны. Второй этаж трапезной разделен стеной на две части — восточную и западную. Западная часть состоит из шести помещений, восточная часть представляет собой огромный трапезный зал. Парадный вход, оформленный порталом, ведет из зала в церковь Иоанна Богослова. Этажи трапезной между собой не сообщаются; вход на второй этаж — с северной стороны, через переход-галерею. В толще западной стены трапезной пробита лестница, ведущая на колокольню.

Колокольня представляет собой двухъярусный восьмерик, стоящий на невысоком четверике, покрытый восьмискатной кровлей и увенчанный пятью небольшими главами. Все грани нижнего яруса восьмерика прорезаны небольшими прямоугольными окнами. К южной грани примыкает небольшое помещение (здесь располагается часовой механизм). На второй ярус (ярус звона) попадают по каменной лестнице в юго-западном углу восьмерика. Ярус звона имеет восемь арочных проемов. Центральный барабан колокольни — световой, угловые — глухие.

Фасады отличаются изысканным декором, в котором широко использованы изразцы (что не свойственно архитектуре севера и является одной из особенностей памятника). Фасады церкви расчленены лопатками раной высоты. Над верхними окнами церкви проходит многообломный карниз, на котором основаны арки закомар. Церковь имеет палаточное завершение и увенчана пятью глухими барабанами с главами. Фасады трапезной расчленены лопатками по углам и в средней части. Окна трапезной расположены в два яруса, окна церкви — в четыре яруса. Все окна первого этажа заглублены в ниши и обрамлены скромными наличниками с треугольным завершением (окна западного фасада не имеют наличников). Все остальные окна, включая окна колокольни, — большие, прямоугольной формы, имеют богатое изразцовое обрамление. Лестница на колокольне освещаются двумя маленькими щелевидными оконцами. Фасады трапезной завершаются декоративным поясом, состоящим из поребрика и трехпрофильного карниза, который, продолжаясь, проходит и по периметру церкви.

Богатый изразцовый декор присутствует почти на всех элементах здания: на фасадах трапезной, в верхней и средней части, проходят два широких декоративных фриза; по фасадам церкви проходят четыре изразцовых фриза; изразцами облицованы обломы арок закомар, ими заполнено почти все свободное пространство на барабанах церкви, они имеются также на барабанах колокольни; по фасадам колокольни проходят три декоративных фриза; окно на южной грани колокольни имеет круглое обрамление (здесь располагался циферблат часов); над проемами звона и на стыке лопаток колокольни проходят изразцовые пояски; отдельные изразцы разбросаны на лопатках.

Памятник сложен из кирпича, оштукатурен и побелен и является самым значительным и интересным сооружением Новгорода XVII в. Более того, целый ряд оригинальных композиционных и конструктивных решений (пятиглавие колокольни, огромный трапезный зал, одностолпное помещение трапезной, решение сводчатых перекрытий и т.д.), а также роскошный изразцовый декор позволяют причислить памятник к выдающимся произведениям русского зодчества XVII в.

Информация

Ядрышников В. А. Исторический паспорт (сентябрь, 1983).