Входит в комплекс Михалицкий Рождественский монастырь на Молоткове

Адрес: ул. Молотковская, 16

История

Нынешняя каменная церковь Рождества Богородицы построена в 1379 году, после того как построенная в 1199 году, сгорела от грома в 1377 году. Автор, строитель и заказчик неизвестны.

От первоначального храма XIV в. сохранилась восточная часть с алтарной апсидой до уровня сводов. Остальная часть основного объема относится к рубежу XVII-XVIII вв., а западная пристройка — к XIX столетию.

Собор представляет собой четырехстолпное, с одной апсидой сооружение. В этом памятнике интересна апсида, имеющая в плане не половину круга, а больше и в следствии этого вынесенная на восток сильнее. Жгуты оформляют стены апсиды. Оформление оконных проемов и порталов лекальным кирпичом выполнено в духе позднего XVII века относится к строительству 1660 и 1693 гг. и придает этому памятнику XIV века поздний характер.

Следы первой перестройки церкви XIV в. обнаружены при исследовании алтарной части. К этому времени относится переделка окон, устройство подцерковья и появление штукатурки на фасадах.

После обрушения сводов в конце XVII — начале XVIII в. был вновь выложен западный объем на основании постройки XIV в. Одновременно перестроена сохранившаяся восточная часть, устроены новые своды, барабан и глава. Тогда же появилась четырехскатная кровля. Фасады были решены в стиле петровского барокко. Внутри устроен новый пол из керамических плиток.

С запада в 1830-е гг. появилась небольшая одноэтажная пристройка, в которой разместился придел Спаса Нерукотворного образа. Был срублен кирпичный декор, переделаны оконные проемы, на месте порталов (северного и южного) устроены окна.

Фотография церкви до Второй мировой войны

В годы Второй мировой войны, в период оккупации фашистами Новгорода оба храма сильно пострадали, особенно церковь Рождества Богородицы подвергается сильному разрушению от пожара. Сохранились только стены. Столбы и подпружные арки сильно деформированы на них держался барабан с куполом и главой.

Фотография церкви до реставрации

Реставрационно-восстановительные работы по церкви Рождества Богородицы проведены в течение весенне-летнего сезона 1956 г. Памятник восстановлен в формах XVII века с выявлением форм и деталей XIV века. Автор исследования и проекта реставрации — Л. Е. Красноречьев.

Исследования позволили сделать важные выводы относительно архитектурного облика первоначального храма, плановое решение которого не изменилось при реконструкции здания в конце XVII — начале XVIII в. Храм имел три перспективных портала стрельчатых очертаний в верхних частях. Фрагменты южного портала экспонированы с помощью зондажа справа от входа XVII в. В центральной части южного и северного фасадов размещались пятичастные композиции из окон и ниш с декоративной бровкой, аналогичных ряду построек XIV-XV вв. Установлено, что фасады вверху были украшены многолопастными арками, характер первоначального покрытия храма определить не удалось. Апсида была декорирована не одним (восстановленным), а двумя аркатурными поясками. Следы верхнего пояска обнаружены в натуре.

Апсида, так же как стены основного объема, в XIV в. была выше, чем в XVII в. На фасадах открыто тринадцать вкладных крестов. Семь из них заложены в кладку при возведении храма, остальные кресты относятся к XVIII в. Большое количество вкладных крестов на фасадах является особенностью постройки XIV в.

Установлено, что до XV в. фасады храма не были оштукатурены и кладка стен снаружи оставалась открытой. От внутренних конструкций почти на всю высоту сохранился северо-восточный столб, а также основания квадратного в плане северо-западного столба. Выяснено, что храм имел хоры, на которые вела каменная лестница. Над жертвенником и диаконником располагались каморы, в которые попадали по деревянному настилу, опирающемуся на перекинутые между стен и столбов арки. Пол XIV в. был устроен из известняковых плит.

Особенностью интерьера здания являлись сдвинутые к стенам столбы, что позволяло расширить и лучше организовать внутреннее пространство.

Реставрационные работы осуществлены в соответствии с проектом. Восстановлены порталы, оконные проемы, декор главным образом на XVII в., частично на XIV в. Своды сложены заново по следам в натуре. Барабан воссоздан в формах XVII в., исключая изразцовый фриз, выполненный на основании фотографий. Для реставрации жгутов апсиды отливались профильные кирпичи из бетона. Каменные работы выполняла бригада каменщиков В. М. Самуйлова.

Архитектура

Расположена церковь Рождества Богородицы на участке к северу от трапезной, с выходом западного фасада на улицу Молотковскую.

Храм кубический, четырехстолпный с полукруглой алтарной апсидой, одной главой, с прямоугольным приделом в плане. Крыт на четыре ската, фасады разделены на прясла лопатками. Оконные проемы XIV в. щелевидные, двухуступчатые со стрельчатыми и арочными завершениями. Окна рубежа XVII-XVIII вв. — большие, с двухцентровой перемычкой, размещены в нишах, обрамлены полуколоннами со спаренными бусинами. Наличники двух типов: с разорванными фронтонами и в виде высоких трехлопастных кокошников. В духе петровского барокко решены северный и южный порталы. Сохранилась подлинная каменная кладка. Стены XIV в. выложены главным образом из ракушечника с применением в небольшом количестве серого плитняка. Кирпич использован в кладке арок, лопаток, проемов, ниш. При перестройке храма в XVII в. широко использован ракушечник от разрушенной части здания XIV в.

Продольный разрез церкви

Апсида в плане имеет форму больше полукруга, вынесена сильнее на восток. Шесть узких окон с полуциркульным завершением, заглубленных в обрамляющие ниши, проходящих горизонтальным рядом по средней части апсиды, крайние окна глухие. Северное прясло представляет собой экспозиционный зондаж на всю высоту апсиды.

На основном кубическом восточном объеме фасада углы закреплены лопатками, симметричные щелевидные окна, с двускатным завершением заглубленные в обрамляющую нишу в верхней части южного прясла. Щелевидное окно с полуциркульным завершением в верхней части северного фасада заглублено в обрамляющую нишу.

В барабане главы четыре высоких окна с трехцентровым завершением по основным завершениям вписаны в прямоугольную нишу с трехступчатой перемычкой. Над окнами проложен поребрик, пояс из изразцов. Изразцы представляют собой изображение птицы среди цветов и винограда на темно-синем фоне.

Образец изразца на барабане

На южном фасаде сохранились элементы XIV в. в экспозиционных зондажах: фрагменты двух окон в верхней части центральной трети фасада; фрагменты правой притолоки перспективного стрельчатого портала правее портала XVIII в.; два небольших каменных вкладных креста в нишах слева от портала. С правой стороны от портала два каменных вкладных креста. Кубический объем разделен лопатками. Окна с богатыми наборными наличниками «с разорванным фронтоном» в обрамлении проемов. В окнах располагаются железные решетки с простым узором. Завершает кубический объем фасада двухуступчатый венчающий карниз малого выноса и прямая линия кровли.

Западные широкие проемы с трехцентровой перемычкой — портал без обрамления в центре. Боковые окна кубического объема частично скрыты кровлей притвора, среднее скрыто почти полностью. Окна украшают богатые «наборные» наличники с «разорванными фронтонами». В окнах стоят «кубоватые» решетки. В средней части северной лопатки располагается небольшой каменный крест, заглубленный в двухуступчатую квадратную нишу. Западный фасад притвора симметричный. На фасаде, по центру располагается вход с деревянным крыльцом. Окна по обе стороны от входа прямоугольные, две прямоугольные ниши в угловых частях фасада. Углы здания закреплены рустом.

На северном фасаде объем церкви разделен на три части лопатками. С левой стороны элементы XIV в.: два щелевидных окна, одно над другим. Окна с полуциркульным завершением, с кирпичными оконницами, заглубленные в ниши с полуциркульным завершением. В центральной части фасада, в экспозиционных зондажах, фрагменты двух окон XVI в. одно над другим. В нижней части восточной трети фасада располагается небольшой вкладной каменный четырехконечный крест. В центральной части фасада расположен справа и слева от портала расположен небольшой четырехконечный каменный крест, относящихся к XVI в. В центральной части фасада располагаются два широких проема. Проемы украшают богатые «наборные» наличники «с разорванными фронтонами». В оконных проемах располагаются «кубоватые» железные решетки. В средней части второй с запада лопатки располагается каменный вкладной крест, четырехконечный, с рельефным изображением Голгофы и надписями.

Информация

Белевич М. С. Исторический паспорт (март, 1980).

Демин Б. О. Историческая справка к акту ИКЭ (декабрь, 2020).