Адрес: ул. Никольская, 5а

История

Впервые церковь Прокопия, ещё деревянная, встречается на страницах летописей под 1311 г. как сгоревшая при пожаре.

Каменный храм, по сообщению летописей, возведён в 1359 г. Один из источников пишет, что в 1477 г. при пожаре сгорели четыре храма на Ярославовом дворище, в том числе и церковь Прокопия. Храм упоминается в «Семисоборной росписи» Новгорода (последняя треть XV в.), где он значится причисленным к Успенскому собору на Торгу. 

Церковь св. Прокопия вновь сгорела во время пожара 1508 г. После этого престол Прокопиевского храма был перенесён в только что построенную богатым купцом и меценатом Иваном Сырковым соседнюю церковь Жён Мироносиц и освящён в виде придела.

Существующая церковь сооружена в 1529 г. на средства Дмитрия Ивановича Сыркова, московского гостя. В летописной статье обращает на себя внимание факт скоростного строительства — семь месяцев. Церковь имела подвал, а устройство его в Новгороде большая проблема. Следов более ранних храмов при послевоенных исследованиях не обнаружено. Вероятно при отрытии в XVI в. глубокого котлована для подвала они были уничтожены.

В 1542 г. во время страшного пожара сгорели более 30 храмов, в том числе и «Прокофеи святыи». Скорее всего, церковь была вскоре восстановлена на средства и под руководством того же Дмитрия Сыркова. 

Храм не пострадал в период шведского разорения (1611-1615 гг.), имеется описание его убранства 1617 г.

За свою историю памятник не подвергался кардинальным перестройкам, как многие другие. Это говорит о его надёжности и прочности, заложенных при строительстве. Все перестройки датируются XIX в.

В конце XVIII в. храм обеднел и пришёл в ветхость. В 1810-х гг. он был приговорён к гибели: было решено его разобрать вместе со стоящей неподалёку церковью Параскевы Пятницы и материал использовать для ремонта Никольского собора и строительства каменной ограды вокруг него. Почему приговор не был приведён в исполнение, не совсем ясно. Вероятно, прихожане оперативно собрали необходимую сумму на ремонт или нашёлся какой-то меценат, имя которого неизвестно.

В 1833-1834 гг. была проведена единственная крупная перестройка: растёсаны некоторые окна, с западной стороны пристроено каменное крытое крыльцо-паперть, первоначальная восьмискатная кровля разобрана, стены основного объёма и притвора надложены брусом, оштукатурены и покрыты единой вальмовой кровлей, деформированный северо-западный столб в интерьере разобран и вместо него для поддержки сводов устроена дополнительная арка оригинальной конструкции. Эта конструктивная система оказалась весьма надёжной, была оставлена без изменений в процессе реставрации и существует до настоящего времени. В западной пристройке была устроена печь с высокой трубой. К северо-восточному углу церкви позднее был пристроен большой деревянный амбар, а к юго-западному углу — каменная стена ограды.

После Октябрьской революции храм был принят на государственную охрану в 1924 г. В 1928 г. памятник числился как используемый для музейных нужд. 

В годы Второй мировой войны памятник получил серьёзные разрушения. Были утрачены кровли, частично глава, верхние надкладки XIX в., заполнения дверных и оконных проёмов, частично — штукатурка, древняя кладка в верхних частях деформирована. 

Фотография церкви до реставрации

Исследования и реставрационные работы проведены архитектором Т. В. Гладенко в 1953-1955 гг. Проект был ориентирован на возвращение памятнику первоначальных форм, что вполне позволяли натурные данные. В ходе работ реставрировано восьмискатное покрытие, глава, западный притвор, все проёмы, декор и внутренние элементы. Северо-западный столб воссоздавать не стали и оставили конструкцию XIX в. как эффективно работающую и демонстрирующую историю памятника. Западная поздняя паперть была разобрана. Для входа в храм с северной стороны воссоздано деревянное неоправданно массивное крыльцо (ныне утрачено). 

Проект реставрации 1950-х гг. был заказан областной конторой «Главмолоко», подвал и подцерковье планировалось использовать под склад, а церковный этаж приспособить под вафельный цех. Однако, вскоре организация отказалась от аренды и переехала в другое здание, после чего церковь св. Прокопия использовалась эпизодически. Последние несколько десятилетий памятник используется как временный склад в подцерковье. Последние ремонтные работы были проведены к юбилею Новгорода в 2009 г. и отличались невысоким качеством.

В настоящее время проводится комплексная реставрация церкви с дальнейшим приспособлением для музейного показа.

Архитектура

Церковь св. Прокопия весьма примечательна своей архитектурой. Она представляет собой синтез, сплав новгородской и московской строительных традиций. Здание внешне, по силуэту и пропорциям, очень напоминает небольшие «классические» новгородские церкви, например, Иоанна Богослова (1383-1384 гг.) и Симеона Богоприимца (1468 г.).

Однако, оно имеет три высоких апсиды (как церковь Жён Мироносиц и древние новгородские соборы), подцерковье и подвал (как церковь Жён Мироносиц), круглые столбы в интерьере, ниши-аркосолии для сидения, внутристенные лестницы (церкви Жён Мироносиц и Параскевы Пятницы), фасадный декор на основе килевидных форм, повышенные подпружные арки (как в московском зодчестве).

Таким образом, получается, что при беглом взгляде церковь св. Прокопия продолжает традиции новгородского зодчества, но при ближайшем рассмотрении (особенно в интерьере) в ней больше московских элементов.

Чертеж-разрез церкви

Памятник отличается прекрасными пропорциями, пластичностью, сдержанностью декора. В интерьере храма, на юго-западном столбе сохранилась монументальная живопись XVI в.

Информация

Ядрышников В. А. Историческая записка (март, 2021).