Адрес: Новгородский район, в 8 км к югу от Новгорода, недалеко от берега озера Ильмень при впадении в него реки Мсты.

История

Каменная церковь Николы на Липне построена согласно летописным данным в 1292 г. по заказу новгородского архиепископа Климента на том месте, где по преданию в 1113 г. была найдена чудотворная икона с образом Николая Мирликийского, приплывшая из Киева и исцелившая князя Мстислава Владимировича. В летописном сообщении о строительство храма указывается, что церковь Николы сооружена в монастыре. Возможно, что вскоре после 1113 г. на этом месте была поставлена деревянная Никольская церковь и устроен монастырь, но достоверных сведений об этом нет. Вскоре после окончания каменных работ церковь была расписана фресками, причем не только внутри, но и в некоторых местах снаружи.

В 1523 г. в Липенском монастыре, как и в других новгородских монастырях, архиепископом Макарием введен общежительный устав. Вероятно, в связи с этим в монастыре строится каменная трапезная. В период Шведской оккупации (1611-1617 гг.) монастырь пострадал, судя по всему, не очень значительно. По описи 1615 г. в Липенском монастыре находились церковь Николы с приделом Климента и каменная трапезная с церковью Сергия Радонежского. 

В 1639 г. новгородский митрополит Авфоний доносил царю, что Липенский монастырь бездействует, а его постройки обветшали. Вскоре монастырь отошел к новгородскому Архиерейскому дому и в 40-х годах XVII в. был восстановлен и освящен.

В 1680 г. к Липенскому монастырю был приписан Троицкий Коломецкий монастырь, что свидетельствует о периоде относительного благополучия в Липенской обители.

В описи 1749 г. перечисляются: каменные церкви Николы, Троицы с приделом Сергия Радонежского с трапезной, две деревянные кельи, амбар, деревянная ограда.

При учреждении штатов (1764 г.) Липенский монастырь был упразднен, а позднее (в начале XIX в.) приписан к Сковородскому монастырю. В 1784 г. монастырская трапезная разобрана, а кирпич использован для ремонта Сковородского монастыря; в 1799 г. с этой же целью разобрана и церковь Троицы.

Первоначальное трехлопастное завершение фасадов Никольской церкви в XVI или XVII вв. заменено на восьмискатное, для чего пришлось надложить стены. Позднее, в XVIII-XIX вв. это завершение переделано на четырехскатное, а стены надложены еще выше. Вероятно, во время этой перестройки изменен и интерьер храма; основной объем разделен по высоте на два этажа, устроен невысокий подклет. К середине XIX в. в церкви Николы были также заложены боковые (северный и южный) порталы, большая часть древних окон, в том числе все окна барабана, часть древних окон растесана, прорублены новые окна. С западной стороны к церкви пристроен невысокий двухэтажный притвор с трехъярусной колокольней и крыльцом; верхний ярус колокольни с 4 арками звона был покрыт шатром, увенчанным шейкой и главкой. В целом, в середине XIX в. памятник находился в плохом состоянии, почти не использовался (служба велась два раза в год). В 70-х годах XIX в. храм отремонтирован (при этом древняя роспись покрыта новой клеевой живописью) и в 1881 г. освящен.

Фотография церкви в начале XX века

После 1917 г. церковь была закрыта. В советское время храм из-за удаленности от города не использовался и без надлежащего ухода постепенно ветшал. В 1930 г. реставрационная мастерская УНГМ приступила к расчистке и укреплению древней живописи.

Памятник сильно пострадал в годы Второй Мировой войны. Полностью были разрушены западный притвор с колокольней, западная половина южной стены церкви, юго-западный столб и верхняя часть западной половины северной стены; разрушены верхние угловые части западной стены и верх юго-восточного угла церкви; огромная сквозная трещина в северо-западном углу нарушила связь между северной и западной стенами; упали южная и западная подпружные арки с примыкавшими к ним сводами, юго-западный сомкнутый свод, половина барабана и купол. В целом сохранилось только 65% кладки, памятник находился в аварийном состоянии.

Фотография церкви в конце 1940-х годов

В сентябре 1945 г. и в июле 1946 г. памятник обследован бригадой сотрудников ИИТА АН СССР под руководством П. Н. Максимова. Тогда же П. В. Юкиным велось укрепление живописи. В 1954 г. снова проводились противоаварийные работы по фрескам бригадой художников под руководством Н. А. Перцева. В 1954-1956 гг. Новгородской СНРПМ проведена полная реставрация памятника на первоначальную дату. Западный притвор с колокольней разобран, разобраны также своды подклета. Авторы проекта реставрации — архитекторы П. Н. Максимов и Л. М. Шуляк. Исследование, укрепление и расчистка живописи велась и в дальнейшем под руководством В. М. Ковалевой.

Фотография церкви в процессе реставрации

В 2018-2019 гг. церковь Николы на Липне повторно отреставрирована.

Архитектура

Церковь Николы на Липне расположена в живописном месте, в 8 км к югу от Новгорода, недалеко от восточного берега оз. Ильмень, примерно в 170 м к западу от небольшой речки Плотница. Примерно в 1,5 км к востоку от церкви находится устье реки Мсты. Церковь стоит на небольшой возвышенности, вдали от населенных пунктов, и в половодье со всех сторон окружена водой.

Памятник относится к типу небольших кубических крестово-купольных, одноглавых, одноапсидных, четырехстолпных храмов. Апсида понижена примерно до половины высоты церкви. Конструктивное решение традиционно, но имеет и свои особенности. Четыре мощных столба поддерживают подпружные арки, на которые с помощью парусов опирается световой барабан. Столбы симметрично приближены к стенам на расстояние, почти равное стороне столба, что было необходимо для расширения подкупольного пространства. Столбы церкви переменного сечения: западные столбы в нижней части восьмигранные, выше — крещатые, восточные столбы прямоугольные, с уровня хор — крещатые.

Обе пары столбов связаны со стенами двумя ярусами арок. На нижних западных арках покоятся угловые камеры хор, связанные друг с другом открытым переходом (собственно хоры). Эти камеры замкнуты со всех сторон капитальными стенами и имеют только по дверному проему на хоры; восточные угловые части замкнуты на втором ярусе со стороны продольного нефа и открыты в западную сторону. Центральные нефы храма перекрыты коробовыми сводами трехцентровой формы, восточные части — несколько пониженными полукоробовыми сводами, барабан — сферическим сводом. В своде главы и в парусах имеются голосники. Угловые камеры перекрыты очень интересными сомкнутыми сводами с ложными нервюрами в ребрах, выполненными из лекального кирпича (эти своды правильнее было бы назвать шатровыми, поскольку стороны их в разрезе прямые и изгибаются лишь в месте примыкания к стенам). В целом характер сводчатого покрытия отражен на фасадах, где ему соответствует трехлопастная арка. Внутри церкви на стенах расположено множество различных по величине и форме ниш; наиболее интересны из них глубокие ниши-аркасолии в северо-восточном и юго-восточном углах четверика, а также полукруглая в плане ниша апсиды. В нижней части восточных столбов также устроены большие ниши-печуры, причем рабочая часть столбов по периметру оставлена только в один кирпич. Угловые камеры хор для увеличения пространства врезаны в стены церкви в среднем на один кирпич; в углах этих камер также размещены ниши (в северной камере имеется глубокая полуциркульная ниша, служившая алтарной нишей придела Климента). Широкие дверные проемы, связывающие угловые камеры с хорами, имеют не арочную перемычку, как обычно, а прямую; вышележащие стены опирались на брусчатую закладную коробку проемов и дополнительно проложенные плахи. На хоры и в камеры попадали по деревянной открытой (а не внутристенной, как в более ранних памятниках) лестнице в юго-западном углу. В интерьере сохранились фрагменты первоначальной фресковой росписи. Живопись памятника представляет исключительный интерес, поскольку является единственным стенописным ансамблем русского монументального искусства XIII в. Фрески характеризуются простым и строгим рисунком, очень сдержанным, несколько темным колоритом, в котором преобладают коричневые и красно-коричневые тона, плоскостной манерой письма.

Фасады отличаются выразительностью и цельностью замысла, хотя решены просто и лаконично, декор применен умеренно. Зодчий отказался от трехчастного членения фасадов (как и в церквях Рождества в Перыни и Успения в Волотове), лопатки закрепляют лишь углы здания. В верхней части лопатки стянуты большой трехлопастной аркой завершения, которая декорирована висячими арочками на кронштейнах.

Над аркатурным поясом проходит карниз в виде поребрика и полочки. Три входа в церковь (с юга, запада и севера), оформленные скромными порталами, акцентированы расположенной над ними двухуступчатой нишей-киотом с арочной перемычкой. Окна расположены в один (апсида), два (северный и западный фасады) или три яруса восточный и южный фасады). Все окна, а также порталы имеют трехцентровую перемычку (за исключением маленьких прямоугольных нижних окон восточного фасада). Центральные и верхние окна фасадов обработаны четвертями, некоторые проемы обработаны четвертыми лишь в верхней части, два центральных окна на южном фасаде дополнительно декорированы в завершении поребриком по четверти, не выступающим из плоскости стены (такой оконный декор обнаружен в Новгороде только в церкви Параскевы-Пятницы). Два узких угловых окна (на северном и западном фасадах) вписаны в нишу, повторяющую очертания проема. Остальные шесть угловых окон решены наиболее интересно: они представляют собой окна-ниши, световой проем которых сделан в виде небольшого креста. Большинство окон закрыто деревянными оконинами двух типов. Дверные полотнища порталов — одностворчатые, железные, каркасные. В северной трети западного фасада раскрыт небольшой крест из цветных плиток типа изразцов. Стены апсиды прорезаны тремя окнами и завершены поребриком и двухобломным карнизом. Барабан имеет восемь оконных проемов, аналогичных центральным окнам фасадов; окна отмечены бровками в виде поребрика и полочки. Барабан завершен аркатурным фризом на кронштейнах и увенчан шлемовидной главой с крестом.

Своеобразие памятника проявилось и в строительной технике. Строители здесь впервые отказываются от плинфы и начинают применять большемерный брусковый кирпич, а в растворе вместо цемянки появляется заполнитель (песок). Фундаменты сложены из камня (преимущественно зеленоватой песчаниковой плиты) на глиняном растворе, причем количество кирпича возрастает с высотой здания. Основной строительный материал — камень (в нижних частях — плитняк, выше — ракушечник, встречается также песчаник). До высоты 5 м стены выложены из камня, выше появляется кирпич (в кладке окон, ниш, угловых частей стен), на уровне верхних окон кирпич уже преобладает. Арки и своды выложены из кирпича, столбы — в основном из кирпича. В церкви имеется система деревянных связей, которая отличается и от более ранних и от более поздних памятников: два кольца брусчатых связей охватывают только столбы и не связывают все стены. Подпружные арки выложены из 4 рядов кладки, не перевязанных между собой (такой прием встречается в более поздних памятниках XIV-XV вв.). Полы церкви из каменных плит; полы в хорах — деревянные, на накатнике, концы их не заделаны в стену, а свободно лежат на нижней арке и на обрезе стены. Покрытие — из оцинкованного железа (первоначальное покрытие было свинцовое). Первоначальные фасады не были оштукатурены, но при реставрации стены оштукатурили и побелили для предохранения кладки от разрушения. Внутри новые части оштукатурены, древние оставлены открытыми.

Памятник представляет собой редкий и интереснейший образец небольшого храма конца XIII в. Памятник несет в себе элементы новаторства, намечает новые пути развития новгородского зодчества и строительной техники. Является первым храмом Руси, построенным после татаро-монгольского нашествия. Имеет большое значение для истории русской архитектуры.

Информация

Ядрышников В. А. Исторический паспорт (декабрь, 1984).