Адрес: ул. Стратилатовская, 9

История

Археологическими раскопками, проведенными в 1974 и 1988-1991 годах, было установлено, что существующее в настоящее время здание церкви повторяет в основном плановую структуру и размеры древнейшего храма, построенного в конце XII — начале XIII века. Это была квадратная в плане церковь, четырехстолпная без нартекса, с тремя полукруглыми апсидами.

В ходе раскопок у юго-западного угла были открыты фундаменты круглой башни с лестницей, ведущей на хоры. Круглая лестничная башня — явление редкое для Новгорода, она имеется только в Рождественском соборе (1117 г.) Антониева монастыря (см. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря). Как и другие новгородские храмы домонгольского периода, церковь Федора на Щиркове улице была выложена из известнякового камня и плинфы на цемяночном растворе.

В 1292 г. церковь «порушилась» и на её остатках возвели новый храм, строительство которого завершилось в 1294 г. Новая постройка повторила плановое решение предшествующего храма и сохранила членение стен лопатками. Была разобрана лестничная башня, а вход на хоры устроен внутри северной части западной стены.

В 1541 г. на Софийской стороне Новгорода произошел большой пожар, от которого, вероятно, сильно пострадала и церковь Федора Стратилата. Между 1541 и 1546 гг. она была перестроена, о чем свидетельствует сообщение летописи под 1546 г. об освящении храма. В результате перестройки от здания конца XIII в. осталась только кладка нижних частей. Церковь стала двухэтажной, со сводчатым подцерковьем и хорами в верхнем храме. Были переложены части стен, возведены столбы, сделаны новые своды и пятиглавие, палаточное (многощипцовое) покрытие.

В 1611-1617 гг., в период шведской оккупации Новгорода, церковь Федора Стратилата сильно пострадала. После ухода шведов, из полуразрушенного храма сохранившееся церковное имущество было передано на хранение в менее разоренные храмы Торговой стороны.

Более полувека церковь Федора Стратилата оставалась без кровли, что привело к разрушению кладки завершения стен и обрушению сводов. В 1682 г. церковь была «поставлена вновь», а в 1688 г. освящена.

В 1770-е гг. центральный барабан, скуфья барабана и алтарь были расписаны в технике клеевой живописи, а стены храма, столбы, паруса, своды оштукатурены и побелены, нижние части столбов покрашены.

В 1804 г. к центральному пряслу западной стены храма пристраивается четырехъярусная каменная колокольня, вместо деревянной звонницы, устроенной на двух столбах. В 1827 г. лемеховое покрытие на главах церкви заменяется на листовое железное. В 1837 г. тесовая кровля на основном объеме также заменяется на железное покрытие. В 1836 г. к колокольне пристраивается сторожка (с юга от колокольни) и кладовая. Позднее сторожка была приспособлена под паперть для нижней церкви.

В 1860-е гг. храм заново расписан в технике масляной живописи. В 1871 г. в церкви случился пожар, после которого живопись была закрыта побелкой.

Фотография церкви начала XX века

В конце XIX века в ограде церкви появляется деревянное здание церковно-приходской школы (адрес: ул. Новолучанская, 10а). Дом сохранился до настоящего времени.

В 1930-е гг. храм был закрыт, в нем разместили предприятие по изготовлению противогазов и детских резиновых игрушек.

В годы Второй мировой войны церковь Федора Стратилата, в отличие от других новгородских памятников, пострадала незначительно. В послевоенные годы были проведены ремонтные работы, и храм был приспособлен под складские помещения.

Фотография церкви в конце 1940-х годов

В 1991-2002 гг. проведена комплексная архитектурная реставрация (в 1991 г. научный руководитель Г. М. Штендер. с 1992 г. руководитель и автор проекта В. А. Дружинин). В декабре 2002 г. церковь Федора Стратилата была освящена и передана Новгородской епархии. Сейчас это действующий храм.

Архитектура

Церковь Федора Стратилата расположена в центре площади, спроектированной при введении в Новгороде регулярной планировки в 1778 г. Храм относится к типу квадратных в плане, четырехстолпных, крестовокупопьных. с тремя равновысокими апсидами. Храм имеет сводчатое подцерковье. а завершается палаточным покрытием и венчается пятью луковичными главами с золочеными крестами на яблоках и цепях-растяжках. С севера и юга к зданию примыкают деревянные крыльца, ведущие на второй этаж, а с запада — четырехъярусная квадратная в плане колокольня.

Фасады расчленены плоскими широкими лопатками на три части, завершенные закомарами. В центральных закомарах расположены большие ниши с резными киотами, предназначенные для живописи. Над ними — резные причелины палаточного покрытия. Гладкие фасады апсид оживляет узкая полоска «бегунца» под карнизом.

Сохранившиеся древние и восстановленные по следам окна второго этажа с узкими полуциркульными проемами располагаются в прямоугольных нишах. Ниши предназначались для металлических ставен, от которых сохранились крюки для навески. Нижние окна растесаны. Растесанные окна дьяконника и жертвенника сохранили первоначальные подоконники. В разных местах в кладку стен церкви вставлены каменные закладные кресты. Они располагаются в плоскости стен без какой-либо системы. Из 20 закладных крестов и их крупных фрагментов шесть расположены на северной стене, пять — на южной, один — на западной, шесть — на северной апсиде, два — на южной апсиде. Шесть крестов сохранились полностью. Большая часть крестов была обнаружена после снятия штукатурки при реставрации в 1990-е гг.

Барабан центральной главы световой с восемью узкими полуциркульными проемами, украшен валиком, поясом из трех рядов изразцов, аркатурным поясом, поребриком и бегунцом. Малые барабаны украшены широкой лентой с валиком, над ними — полукруглые двухуступчатые нишки, выше — пояс из двух рядов изразцов. Барабаны восточных угловых глав глухие, западных — световые с четырьмя узкими, полуциркульными оконными проемами. Луковичные главы покрыты лемехом.

К центральному пряслу западной стены примыкает четырехъярусная, квадратная в плане кирпичная колокольня 1804 г., выстроенная в стиле классицизма. В верхнем ярусе звона, углы которого отсечены, четыре арочных проема. Завершается колокольня ребристым куполом, маленькой главкой с крестом на шестигранном трибуне. Окраска колокольни — желтое поле с белеными деталями.

Главный вход в церковь — с запада, по каменной лестнице, которая проходит через нижний ярус колокольни. Вход в нижний этаж храма через дверной проем в южной части западного фасада.

Структура внутреннего пространства сохранила основные черты архитектурного решения XVI в. Своды опираются на стены и столбы. Квадратные восточные столбы храма скруглены с востока на высоту 2 м. Западные — восьмигранные в плане и посередине высоты имеют карниз в виде выступающей ленты с полуваликом. Со столбов на стены перекинуты широкие арки. В западных угловых частях ступенчатые арки и плавные паруса поддерживают круглые световые барабаны. В восточных угловых частях из-за стесненности пространства барабаны глухие.

Отличительной особенностью интерьера храма являются устроенные в толще стены многочисленные ниши и аркосолии.

В подцерковье четыре мощных квадратных столба поддерживают пересекающиеся коробовые своды, с восточной стороны переходящие в конхи апсид. Северная часть западной стены подцерковья сильно утолщена, в ней располагается внутристенная лестница, ведущая на второй этаж. В плитяном полу выступает ступенька солеи с полукружием амвона.

В интерьере основного объема храма частично сохранилась масляная живопись 1860-х гг. Установлен новый иконостас.

Церковь построена из кирпича, древнейшие части из известкового камня и плинфы; оштукатурена, побелена. Колокольня также построена из кирпича, оштукатурена, окрашена в желтый цвет с белеными деталями.

Церковный участок обнесен новой металлической оградой с двумя воротами.

Информация

Петрова Л. И. Исторический паспорт ОКН (октябрь, 2007).