История

Комплекс построек Знаменского собора расположен на правобережной Торговой стороне Великого Новгорода, к востоку от Ярославова дворища, в западной части городского квартала неправильной, вытянутой по оси запад-восток формы, ограниченного с севера — Ильиной улицей, с востока — Партизанским переулком, с юга и с запада — Знаменским переулком.

Замкнутый по периметру оградой наподобие монастырского комплекса, данный объект представляет собой ансамбль построек Знаменского собора и включает, помимо храма, колокольню, Святые ворота и четыре каменных корпуса, в том числе богадельню и дом соборного причта.

Происхождение памятника связано с иконой «Богоматерь Знамение» первой половины XII в. (с 1988 г. находится в новгородском Софийском соборе), которая, согласно «Слову о знамении святой Богородицы», известному с XIV в., помогла жителям Новгорода в битве с суздальцами в 1170 г. и с тех пор стала особо почитаемым образом, символом божественного покровительства Новгорода.

Как сообщает «Слово о знамении…», изначально икона находилась в деревянной церкви Спаса Преображения на Ильине улице, а затем была перенесена в каменную церковь Знамения Божией Матери, сооруженную специально для поклонения иконе в 1354 г. по велению новгородского архиепископа Моисея.

Церковь Знамения располагалась примерно на месте существующего Знаменского собора и представляла собой небольшую четырехстолпную кубическую постройку с одной апсидой и одной главой.

В 1667 г. отдельно от храма сооружена столпообразная каменная колокольня с шатровым верхом. По всей вероятности, существующая колокольня Знаменского собора была построена в 1667 г., но позднее, в конце XVII в., могла быть реконструирована.

В 1682 г. Знаменская церковь была разобрана. Строительство теперь уже Знаменского собора велось на средства казны Софийского дома. Главным инициатором и организато­ром выступал новгородский митрополит Корнилий, известный своей широкой строительной деятельностью. Собор строили иногородние зодчие, вероятнее всего, ярославские мастера и московские каменщики. Плотницкие работы велись двумя артелями новгородских плотников.

Собор был завершен и освящен в 1688 г. Он принадлежит к характерному для русской архитектуры XVII в. типу пятиглавого, четырехстолпного, трехапсидного храма с подклетом и двухэтажной обходной галереей, на которую вели три крыльца (в настоящее время южное крыльцо утрачено; северное -– несколько более позднего времени).

Как и многие другие храмы Торговой стороны Новгорода, Знаменский собор пострадал во время сильного пожара в 1696 г., после чего был отремонтирован и перестроен (первоначальное позакомарное покрытие переделано на четырехскатное; устроено новое северное крыльцо; заложены открытые арки в первом ярусе южной галереи).

В 1699 г. в соборе были установлены главный и придельные иконостасы. В 1702 г. храм был расписан не только внутри, но и снаружи (тимпаны закомар, барабаны). Подрядный договор на исполнение живописных работ был заключен с «москвитином Посольского приказа, бывшим золотописцем» Федором Юрьевым и Иваном Яковлевым Бахматовым – жалованным мастером Оружейной палаты. Имена 30 мастеров «града Костромы иконописцев» перечислены в надписи, сохранившейся на южной стене храма. Работы по обновлению храма и украшению интерьера велись под руководством митрополита Иова, который занимал новгородскую кафедру с 1697 по 1716 гг.

Одновременно со строительством собора рядом с ним сооружены Святые ворота со сторожкой и небольшим северным участком ограды. В 1702 г. Святые ворота расписаны. Святые ворота, завершенные бочками и украшенные живописью, выходят на Ильину улицу, и являлись главным парадным входом на территорию собора.

В начале XVIII века к западу от собора была выстроена каменная одноэтажная богадельня (устройство которой при соборе также связано с именем митрополита Иова, известного широкой благотворительной деятельностью). Тогда же по заказу протопопа Знаменского собора Георгия Иванова для защиты от пожаров с северной, южной и восточной сторон соборной территории была возведена каменная ограда.

Из письма соборного дьяка Макара Полянского известно, что в 1709 г. ему было выделено дворовое место «против алтаря собора» и «разрешалось заводить вся­кую постройку». В 1710-е гг. (между 1709 и 1719 гг.) Полянским был сооружен одноэтажный каменный дом, примкнувший с востока к ограде (начала XVIII в.) соборного ансамбля, у его северо-восточного угла. В 1719 г. сыном дьяка генерал-адъютантом Иваном Макаровичем Полянским дом был продан Знаменскому собору за 100 рублей.

Таким образом, за относительно небольшой промежуток времени (конец XVII — начало XVIII в.) практически полностью сформировался ансамбль построек Знаменского собора, бóльшая часть которых существует в настоящее время. Монументальный пятиглавый собор, высокая колокольня, завершенная каменным шатром, окруженные каменными корпусами и оградой составили величественный живописный архитектурный ансамбль, отличавшийся стилистическим единством.

Во время пожара 1745 г. на Торговой стороне Новгорода пострадало девять каменных церквей, в том числе и Знаменский собор с окружавшими его постройками: сгорели деревянные покрытия Святых ворот, ограды, повреждены главы собора. После пожара постройки отремонтированы, причем все покрытия сделаны металлическими. Вероятно, в этот период утрачено южное крыльцо собора.

По всей вероятности, в XVIII в. в юго-восточном углу территории собора был выстроен каменный одноэтажный дом соборного причта. Документально он впервые зафиксирован на плане 1809 г. На этом же плане бывший дом Полянского назван соборной баней.

В 1809 г. старое обветшавшее здание богадельни было разобрано, и по заказу митрополита Амвросия по проекту новгородского губернского архитектора титулярного советника И. Дмитрова выстроена новая богадельня, рассчитанная на 50 человек.

Г-образное здание, сооруженное под углом относительно прежней богадельни, своим протяженным объемом заняло всю западную сторону и часть южной стороны (от юго-западного угла до колокольни) участка соборного комплекса. Благодаря этому участок получил почти правильную прямоугольную конфигурацию, что придало композиции ансамбля более регулярный характер.

В 1810-х гг. к богадельне пристроили не предусмотренную про­ектом северо-восточную часть, соединившую корпус со Святыми воротами.

Между 1819 и 1862 гг. дом соборного причта был удлинен северной пристройкой, а северо-восточный корпус (бывший дом Полянского, позднее соборная баня) разобран по ветхости. Во второй трети XIX в. сооружена восточная пристройка к сторожке при Святых воротах — северный корпус; в результате окончательно сформировался существующий в настоящее время северный фронт застройки ансамбля.

В 1913 г. на территории собора у его южной апсиды похоронен Павел Ильич Тихомиров (1828-1913 гг.), протоиерей, настоятель Знаменского собора (1872-1911 гг.), автор исторического описания собора. Вероятно, захоронения у алтаря собора осуществлялись и ранее, однако никаких сведений о них не обнаружено; не сохранилось и их следов.

Знаменский собор оставался действующим до 1941 г., корпуса использовались под жилье. Во время Второй мировой войны все постройки ансамбля получили значительные повреждения (утрачены кровли, заполнения проемов, убранство интерьеров, погиб иконостас собора). В послевоенное время корпуса отремонтированы и заселены жильцами, собор восстановлен в 1949-1951 гг.

Фотография собора до восстановления

В 1970-е гг. на прежнем месте у северо-восточного угла территории ансамбля воссоздан бывший дом Полянского в духе архитектуры конца XVII — начала XVIII в., дом соборного причта несколько удлинен к северу, и оба объема соединены вставкой, к юго-восточному углу которой пристроена стена ограды с воротами, ограничивающая обособленный дворик, примыкающий с юго-востока к исторической территории ансамбля.

В 1960-е — 1990-е гг. все постройки ансамбля отреставрированы; вместе с тем, инженерное состояние Знаменского собора продолжает оставаться неудовлетворительным.

Архитектура

Территория ансамбля Знаменского собора занимает участок почти правильной прямоугольной формы, вытянутой по оси запад-восток. По периметру ансамбль ограничен корпусами или оградой.

При регулярном общем плане объемно-пространственная композиция ансамбля имеет живописный характер с асимметричным расположением построек. Доминантой ее является Знаменский собор, слегка смещенный к северо-восточному углу территории — монументальный храм, одно из самых больших культовых зданий Новгорода (его высота — 35 м). Важной вертикальной доминантой ансамбля служит четырехъярусная шатровая колокольня (ее высота — 31 м), расположенная юго-западнее собора и выходящая на красную линию Знаменского переулка. Остальные постройки — одноэтажные, значительно ниже собора и колокольни — подчеркивают значение последних в общей композиции ансамбля.

Фотография собора и подворья в начале XX века

С западной стороны к колокольне примыкает большое П-образное в плане здание богадельни, которое вытянулось вдоль всей западной стороны участка и частично вдоль южной и северной его сторон. К северо-восточному торцу этого корпуса примыкают Святые ворота, а к ним в свою очередь примыкает северный корпус, включающий сторожку и пристройку, продолжающийся на восток до северо-западного угла собора. С востока территорию ансамбля ограничивают объединенные вставкой два здания: 1) восточный корпус, включающий воссозданный бывший дом Полянского и новую пристройку; 2) дом соборного с пристройкой. Каменная ограда, состоящая из трех прясел (южного, северного и восточного) связывает все постройки ансамбля в единую композицию. Южное прясло соединяет колокольню с домом причта, северное прясло — восточный корпус (воссозданный дом Полянского) с северным крыльцом собора, восточное прясло ограды включено в наружные стены обоих зданий, стоящих вдоль восточной границы ансамбля. Вход на территорию ансамбля — через южные ворота близ колокольни и через северные Святые ворота. Имеется также проездная арка с северной стороны, ведущая к входу в подклет собора.

Знаменский собор является объектом туристического показа. Остальные здания используются для размещения лаборатории по реставрации дерева и Центра по организации археологических исследований НГОМЗ.

Адрес: Ильина ул., 26

Информация

Кроленко И. И., Смирнов Г. К., Щеболева Е. Г. Акт ГИКЭ (декабрь, 2013).