Адрес: д. Сырково, пер. Технический, 3б

История

Владимирский собор построен в 1554 г. (согласно Н3Л — в 1548 г.) по заказу и на средства новгородского боярина Федора Дмитриевича Сыркова по случаю его благополучного возвращения из посольства в Ревель, куда он был послан Иваном IV. Автор и строители неизвестны. Вероятно, эта постройка положила начало и монастырю.

Памятник пострадал от пожара 1558 г.; в период шведской оккупации (1611-1617 гг.) был разграблен и частично разрушен. В 1751 г. собор частично перестраивается: изменены покрытие четверика (возможно, пощипцовое покрытие заменено 4-скатным), форма глав, форма окон (часть из них заложена), вместо деревянных южного и западного крылец сделаны каменные. Возможно, сделано перекрытие, разделившее собор на 2 этажа.

В 1820 г. памятник ремонтируется и частично перестраивается: перестроена паперть (разобран свод, переделаны окна и двери), изменены форма и размеры окон (часть окон пробиты вновь, часть древних окон заложена). К собору пристроен портик с колоннами.

Собор был действующим до 1920-х годов.

Памятник серьезно пострадал в годы Второй мировой войны. В послевоенный период собор продолжал разрушаться (в 1954 г. рухнула часть свода и юго-восточная глава) и к началу восстановительных работ находился в аварийном состоянии. 

Консервационные работы с частичной реставрацией проводились в 1963-1965 гг. Восстановлен только четверик собора; верхние своды, подпружные арки и барабаны не восстановлены. Сделано инженерное укрепление собора; он перекрыт временной вальмовой кровлей. Автор проекта консервации и реставрации — архитектор Т. В. Гладенко.

Архитектура

Памятник относится к типу четырехстолпных, трехапсидных, пятиглавых храмов с подцерковьем и пониженным западным притвором (папертью). Своды и барабаны через подпружные арки опирались на столбы и стены. Переход от подпружных арок к опорному кольцу барабана осуществлялся при помощи треугольных сферических парусов. Междуэтажная лестница находится в толще северной стены. Западные столбы имеют круглое сечение и находятся на массивных 4-угольных базах. Своды в соборе и притворе — коробовые. Собор имеет три входа (с запада, юга и севера), оформленные перспективными порталами с килевидным завершением. Фасады имеют трехчастное деление по горизонтали и вертикали. Каждый фасад расчленен трехуступчатыми лопатками, стянутыми в верхней части килевидными арками и горизонтальными профилированными тягами. Завершение фасадов — двухъярусное: первый ярус имеет позакомарное завершение, повторяющее очертания килевидных арок, второй ярус — пощипцовое (палаточное).

Все окна четверика расположены в глубоких нишах и имеют полуциркульные перемычки. В верхней части среднего членения южного, западного и северного фасадов находятся киоты — триптихи с живописью в виде трех пятиугольных ниш, перекрытых козырьками. Над ними расположено окно круглого очертания. Апсиды расчленены множеством тонких 3-уступчатых лопаток, стянутых килевидными арками. Притвор также имеет ряд тонких лопаток, стянутых в верхней части спаренными килевидными арочками. Между лопатками притвора расположены ниши с килевидным завершением (в некоторых из них находятся полуциркульные окна). В верхней части притвора проходит горизонтальная двухпрофильная тяга. По периметру четверика и притвора проходит многообломный цоколь.

В настоящее время четверик собора покрыт временной вальмовой кровлей. До разрушения собор имел пять глав. Центральный барабан имел восемь полуциркульных окон в нишах и аркатурно-колончатый фриз. Выше этого фриза проходили два горизонтальных пояска и фриз из спаренных и строенных пятиугольных нишек. Боковые барабаны имели по четыре окна и фризы из килевидных арочек (одинарных или спаренных), пятиугольных арочек или нишек (каждый барабан был декорирован по разному).

Собор сложен из кирпича, оштукатурен и побелен. Фундаменты — из валунов, на известковом растворе. Первоначальное покрытие — тесовое и лемех.

Памятник представляет собой весьма интересный образец культовой архитектуры XVI в. Хотя Владимирский собор строился под влиянием Благовещенского собора в Москве и Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря, он имеет ряд конструктивных и декоративных особенностей (двухъярусное завершение, некоторые элементы декора).