Входит в комплекс Святодухов монастырь

Дата постройки: 1889-1892 годы

Адрес: ул. Духовская, 31

История

Основание Новгородского Духова монастыря относится к глубокой древности. Впервые монастырь упоминается в Новгородской Первой летописи под 1182 годом. Под 1357 годом в Новгородских летописях сообщается о построении владыкой Моисеем каменной церкви Сошествия Святого Духа. Это была главная церковь Духова монастыря. Постройка XIV века просуществовала несколько столетий. В грамоте 1591 года упоминается «храм каменный старый», помимо выстроенной в 1557 году Троицкой церкви, сохранившейся до настоящего времени.

В начале XVII века в период польско-шведской интервенции Духов монастырь был разорен. В описи 1617 года оба эти храма упоминаются как сильно пострадавшие. В следующем документе, на который ссылается Макарий, — переписной книге 1686 года — упоминаются две церкви в Духовом монастыре: Троицкая и Николая Чудотворца. Церковь Сошествия Св. Духа в переписной книге не называется. Можно предположить, что к этому времени постройка XIV века могла быть разобрана.

В какое время возвели новую церковь — остается неизвестным. В 1755 году соборная во имя Сошествия Святого Духа каменная церковь серьезно пострадала от пожара — обгорела внутри, а также сгорели кровля и глава. В 1756 году церковь была вновь отстроена и освящена. Еще раз ее возобновляли в 1800 году. В 1817 году церковь Св. Духа разобрали и на старом основании выстроили новый двухэтажный храм.

Но и это здание по указу Духовной консистории от 1889 года разбирается до основания и на старом месте возводится новый собор. Строительство его завершилось в 1892 году. В начале XX века к собору с западной стороны был пристроен двухэтажный настоятельский корпус, а в 1915 году с северной стороны для входа был устроен тамбур. В 1915-1917 годах было полностью обновлено художественное оформление интерьеров храма.

После революции в начале 1920-х годов Духов монастырь был закрыт, а собор Св. Духа в феврале 1926 года передан Губархивбюро для оборудования в нем основного хранилища. В годы Второй Мировой войны немецкая комендатура в соборе устроила склад. После войны памятник был отремонтирован и вновь занят архивом. Значительных разрушений памятник не имел. В интерьерах частично утрачена живопись.

В 1984-1985 гг. в соборе были проведены ремонтно-реставрационные работы под руководством архитектора Н. Н. Кузьминой.

Архитектура

Собор Сошествия Святого Духа расположен в центральной части территории Духова монастыря, в 14-15 метрах южнее Трапезной с церковью Троицы.

Памятник представляет собой четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный храм. Здание кирпичное, оштукатурено изнутри и снаружи. Внутренний объем его разделен на два этажа. На стенах и водах второго этажа уцелела с большими утратами масляная живопись.

Снаружи алтарная часть выделена тремя сильно выступающими апсидами. Кубический объем храма завершает двойной карниз с ложными фронтончиками. Восьмигранный световой барабан со сферическим куполом, шейкой и округлой главкой с крестом венчает храм. Фасады решены в духе эклектики. В механическом сочетании элементов различных стилей явно преобладает подражание древнерусским памятникам XVII века.

Стены расчленены пилястрами: до уровня междуэтажной тяги — гладкими, а выше — рустованными. Этажное членение на фасадах выявлено профилированной тягой с раскреповками на пилястрах. Также профилированная тяга проходит в уровне пят оконных перемычек. Двойные карнизы имеют сложную форму. Нижний карниз в центральной части фасадов образует профилированные фронтоны, а верхний карниз завершает прясла каждого фасада тремя ложными фронтонами. Верхние центральные фронтоны завершены кокошниками килевидной формы, украшенными многопрофильными полуциркульными нишами и декоративными главками с крестами.

В уровне подвального помещения фасады прорезаны низкими окнами, чередующимися на апсидах с нишками лучковой формы. Первый этаж не имеет оконных проемов и украшен прямоугольными профилированными нишами вытянутыми по горизонтали. В боковых пряслах окна второго этажа — полуциркульные, обрамлены узкими наличниками с ушками внизу и вписаны в профилированные килевидные ниши с небольшими гладкими пилястрами по сторонам. Полуциркульные окна в центральной части второго этажа северного и южного фасадов объединены фронтонами трехлопастной формы с килевидным подвышением, образованным круглой нишей в центре и многопрофильными архивольтами, обрамляющими арочные перемычки окон. Архивольты опираются на рустованные пилястрочки, продолжающиеся в уровне первого этажа в гладком виде. В уровне пят архивольты отделены от пилястр карнизом. В верхней части прясел под нижним карнизом фасады украшены декоративными сухариками. Апсиды имеют чередующиеся оконные проемы и ниши полуциркульной формы, обрамленные профилированными наличниками с ушками внизу. Четыре основные грани светового барабана прорезаны полуциркульными окнами, а другие четыре — украшены нишами подобной формы. Архивольты, обрамляющие окна и ниши, имеют килевидное подвышение. В подоконной части и в уровне пят оконных перемычек проходят профилированные тяги. В верхней части граней восьмерика — декоративные сухарики. Завершен барабан двухуступчатым карнизом.

Вход в собор через северное крыльцо, прямоугольное в плане. Полуциркульный дверной проем центрального северного входа обрамлен широким профилированным архивольтом, опирающимся на неширокие гладкие пилястры, отделенные в уровне пят карнизом. Над входом устроен килевидный фронтон, также опирающийся на гладкие пилястры. Входы, окна и ниши с восточной и западной сторон — полуциркульной формы и обрамлены наличниками. В подоконной части с каждой стороны расположено по две прямоугольные горизонтальные профилированные нишки. Килевидные фронтоны, завершающие восточный и западный фасады, отделены от основного объема крыльца многопрофильным карнизом. Тимпаны фронтонов украшены круглыми нишками. Восьмигранный барабанчик с округлой главкой и крестом венчает крыльцо в центральной его части.

С западной стороны к собору вплотную пристроен двухэтажный настоятельский корпус.

Памятник представляет собой образец четырехстолпного однокупольного трехчастного двухэтажного храма конца XIX века с фасадами решенными в «псевдорусском» стиле, мало встречающегося в Новгородской области.

Информация

Ершова Л. Л. Исторический паспорт