Входит в комплекс Антониев Рождества Богородицы монастырь

Адрес: Антоново, стр. 7

История

Собор Рождества Богородицы находится в центральной части монастырского комплекса. Храм построен основателем монастыря Антонием Римлянином. Новгородская первая летопись относит время строительства собора Рождества Богородицы к 1117-1119 гг., Новгородская третья летопись - к 1116-1122 гг.

Рождественский собор представляет особую архитектурно-художественную и историческую ценность как один из древнейших памятников Новгорода, относящийся к типу крестовокупольных храмов княжеского периода.

Строительство храма велось в два этапа: первоначально был возведен четырехстолпный трехапсидный одноглавый объем. Через несколько лет с запада был выстроен нартекс с лестничной башней и малым барабаном над южным компартиментом нартекса.

За время своего существования Рождественский собор претерпел много пожаров и перестроек. Летописи отмечают пожары в 1378, 1396, 1467 гг. После пожара 1378 г. была заменена свинцовая кровля. К этому же времени относятся ремонт закомар, частичная закладка и ремонт окон в барабанах. При пожаре 1467 г. так же расплавилось свинцовое покрытие, что потребовало ее замены.

В XVI столетии позакомарное завершение фасадов было заменено многощипцовым (палаточным).

Между 1580 и 1594 гг. перед западным порталом собора был построен небольшой каменный придел над камнем, на котором, по преданию, преподобный Антоний Римлянин приплыл из Рима в Новгород.

Большие строительные работы производились в соборе в последней трети XVII в.

В 1671 г. с юга пристраивается придел Антония Римлянина, в 1680 г. - северный придел Иоанна Богослова. В 1699 г. появляется западная паперть.

1716 г. тябловый иконостас заменяется резным в стиле петровского барокко, в первой половине XVIII в. у южной апсиды пристраивается небольшая ризница, а в северо-западном углу паперти - кладовая.

В 1779-1781 гг. по проекту губернского архитектора В.С. Поливанова взамен деревянной устраивается металлическая стропильная конструкция центральной главы, а купол покрывается железом. Тогда же были устроены большие оконные проемы в основном объеме и растесаны арки в боковых стенах, для сообщения с северным и южным приделами.

В 1830-е гг. на памятнике устроен новый горизонтальный карниз над основным объемом, заделаны трещины в сводах, вновь расписаны стены в интерьере, устроены полы из путиловской плиты, устроены главы больших размеров над основным объемом. Главы и барабаны над приделами были разобраны. Тогда же были выровнены карнизы над пристройками.

В 1890-х гг. в интерьере памятника (в нартексе) были устроены деревянные хоры на рельсах, поновлена живопись 1830-х гг.

В 1906 г. в главном объеме храма и северном приделе поверх пола из путиловской плиты был устроен пол из разноцветной метлахской плитки.

В 1932 собор был передан Новгородскому музею.

В годы Второй мировой войны в северной стене и лестничной башне появились пробоины от снарядов, была повреждена кровля, выбиты стекла, частично разобраны полы и деревянные хоры, уничтожены иконостасы приделов.

Во время ремонта собора 1950-е гг. была отремонтирована кровля основного объема и пристроек, вычинена кладка, оштукатурены стены, заменены столярные заполнения.

В 1974 г. научным руководителем объекта был назначен Л.Е. Красноречьев. Техническое состояние собора к 1974 г. вызывало серьезные опасения. Наблюдался отрыв нартекса с лестничной башней от основного объема. Стены пристроек отклонились наружу. В подпружных арках, сводах южной и северной стенах имелись сквозные трещины. Особенно серьезные деформации произошли в ХVIII-ХIХ вв. в связи с растеской больших оконных проемов и арок в стенах.

С 1980 по 1985 г. авторским коллективом под руководством Л.Е. Красноречьева были выполнены архитектурно-археологические исследования собора. На основании исследований в 1984 г. разработан эскизный проект реставрации.

Проектом предлагалось максимальное раскрытие и реставрация архитектурных форм XII в. при сохранении поздних глав, четырехскатной кровли и пристроек XVII - XVIII вв. В основном объеме предлагалось восстановление оконных проемов XII в., частичная реставрация позакомарного покрытия; на южном и северном фасадах - выявления закомар. Внутри храма проект предусматривал закладку поздних арочных проемов и реставрацию порталов, в нартексе - восстановление западной стены и воссоздание хор в первоначальных формах.

Одновременно с исследованиями в соборе шли строительные работы. В 1982-1983 гг. НСНРПМ заменила кровлю глав и основного объема на медную.

В интерьере стены собора в 1125 г. были полностью расписаны фресками. Сегодня древняя фресковая роспись сохранилась лишь в алтарной части, на предалтарных столбах, на притолоках древних оконных проемов, а также в лестничной башне.

Живопись остальной части собора выполнена к 1837 г.

С 1980 г. в интерьере памятника специалисты МСНРПМ под руководством Г.С. Батхеля велись работы по обследованию и реставрации монументальной живописи XII века.

В августе 1985 г. научным руководителем архитектурной части проекта был назначен Г.М. Штендер.

В соответствии с разработанным в 1985 г. заданием были проведены дополнительные исследования (зондажи, шурфы), археологические раскопки внутри собора, продолжилась работа по выполнению архитектурно-археологических обмеров, разработке рабочих чертежей (столярных заполнений, кровель и т.д.).

В этот период были обнаружены следы почти всех первоначальных оконных проемов (кроме центральных окон верхнего яруса), определены их размеры, раскрыт вход на хоры XII в., обнаружены следы трех арочных проемов (XVI в.) в верхнем ярусе башни. В месте примыкания нартекса найдены основания двух порталов (один выше другого) и полов XII в. Результатом дополнительных исследований стала корректировка графической реконструкции памятника на XII в. Были выполнены чертежи реконструкции собора на несколько строительных периодов ХVI-ХVIII вв. Так же был разработан эскизный проект реставрации собора с учетом рекомендаций реставрационного совета, согласованный в ноябре 1985 г.

На памятнике был выполнен комплекс архитектурно - строительных и инженерных работ. Реставрированы или экспонированы с помощью зондажей отдельные архитектурные формы XII-XIV вв., внутри усилены конструкции хор XIX в., демонтирован пол из метлахских плиток, вместо которого восстановлен пол из каменных плит. Северный придел был реставрирован преимущественно в формах XVII в., южный — XIX в.

С 1987 г. после перерыва возобновились работы по реставрации монументальной живописи XII в. Работы по реставрации резного иконостаса были начаты ООО «Фреска», но затем приостановлены.

Памятник находится на балансе НГОМЗ и используется как объект музейного показа.

Архитектура

Памятник представляет собой четырехстолпную трехапсидную постройку, к которой с запада примыкает нартекс. Круглая в плане лестничная башня расположена у северного компартимента нартекса. Основной объем памятника перекрыт системой коробовых сводов.

Стены основного объема первоначально завершались закомарами, украшенными кирпичными «зубчиками» и «полочкой». Барабаны завершались волнообразными карнизами, украшенными поясом арочек. Фасады, разделенные лопатками на прясла, прорезали узкие оконные проемы с арочными завершениями. В проемы были вставлены дубовые окончины с круглыми отверстиями, закрытыми стеклами.

Первоначальная кровля основного объема, а также полусферических глав барабанов и лестничной башни была посводной, выполненной из листового свинца.

В интерьере храм первоначально был четырехстолпным. После того как была растесана стена, отделяющая основной объем от нартекса, появилась западная пара столбов. Западная пара подкупольных столбов в плане имеют восьмигранную форму.

Стены памятника сложены из волховского известняка, брускового кирпича и плинфы, на известковом растворе с добавлением «цемянки».

Фундаментное основание памятника состоит из булыжника. Под стенами фундамент ленточный, под башней и апсидами представляет собой сплошную фундаментную плиту. Система внутристенных и воздушных связей была выполнена из протесанных дубовых брусьев.

От храмов начала XII в. в Новгороде Рождественский собор отличается применением брускового кирпича, нерегулярным характером кладки, наличием сильно выступающей, круглой в плане лестничной башни, отсутствием четких горизонтальных рядов оконных проемов и ниш на фасадах, а также значительным превышением центральных закомар над боковыми, восьмигранной формой западных столбов.

К храму XII века примыкают более поздние кирпичные пристройки: северный и южный приделы и паперть XVII в., а также ризница и кладовая XVIII в.

Основной объем сейчас имеет поздний горизонтальный карниз и четырехскатную кровлю. Большие главы в форме луковиц над барабанами и лестничной башней устроены во время перестроек XVIII-XIX вв.

Информация

Кроленко И. И., Щеболева Е. Г., Смирнов Г. К. Акт ГИКЭ (ноябрь, 2013).