Входит в комплекс Вяжищский Никольский монастырь

История

Наиболее ранее известие о постройке деревянной церкви Николая в Вяжищском монастыре относится в 1411 г. Заказчик этой постройки игумен Пахомий. В 1436 г. по заказу архиепископа Евфимия II строится каменная церковь Николы. В 1437 г. этот храм обрушился и на следующий год по повелению Евфимия построена новая ц. Николы на прежнем месте. В 1441 г. этот храм расписан живописью.

В 1463 г. к северо-западному углу церкви пристроен придел св. Евфимия, в котором был погребен Евфимий II. В 1455 г. придел был расписан живописью. Церковь Николы XV в. представляла собой типичный образец новгородского храма второй половины XIV — первой половины XV в.; это была небольшая кубическая одноглавая, одноапсидная церковь, с трехчастным членением фасадов, с трехлопастным завершением, с умеренным использованием декора. Вероятно, в XVI в. первоначальное трехлопастное завершение переделано на восьмискатное.

Существующий Никольский собор был построен в 1681-1683 гг. по заказу архимандрита Боголепа. Евфимиевская церковь была, вероятно, разобрана из-за ветхости. В 1698-1708 гг. с южной стороны к собору пристроен переход-галерея, соединивший его с трапезной.

Крупным перестройкам памятник не подвергался. Вероятно, в XIX в. первоначальное палаточное покрытие переделано на четырехскатное, изменена форма глав, покрытие крыльца.

После закрытия монастыря (в 1920-х годах) собор без надлежащего ухода начал разрушаться. Большие повреждения получил во время Второй мировой войны. К началу реставрационных работ памятник находился в плохом состоянии. 

Исследовательские и проектные работы по памятнику велись в 1958-1964 гг. Реставрационные работы ведутся с 1964 г. Памятнику возвращены первоначальные формы (конец XVII в.). Автор проекта реставрации — архитектор Л. Е. Красноречьев. В 1980-е гг. реставрационные работы были завершены. Сейчас это действующий храм.

Архитектура

Памятник расположен в центре монастырской территории (несколько сдвинут к северу). С южной стороны к собору примыкает двухъярусный переход-галерея с крыльцами, соединяющий его с трапезной.

Никольский собор относится к типу четырехстолпных, пятиглавых, трехапсидных храмов с подцерковьем и галереей. Двухъярусная открытая галерея окружает собор с трех сторон; с запада к галерее примыкает парадное каменное крыльцо, имеющее всходы с юга и севера. Вход в подцерковье — с западной стороны. Основной объем собора имеет традиционное конструктивное решение: четыре столба поддерживают своды и барабаны. Собор имеет три входа (с юга, севера и запада) оформленные перспективными порталами. Галерея представляет собой двухъярусную аркаду, опирающуюся на столбы и перекрытую сводами. Крыльцо состоит из трех объемов: южного и северного всходов и центральной части. Центральная часть крыльца увенчана бочкой; всходы завершены шатрами.

Фасады собора расчленены на три части лопатками, стянутыми вверху арками закомар. В тимпанах закомар расположены ниши с живописью (такая же ниша в центральной части крыльца). По горизонтали восточный и частично южный и северный фасады собора расчленены поребриком и профилированной тягой, проходящими между окнами, а также в верхней части апсид. Окна собора расположены в три яруса, свободно. Все окна имеют декоративное обрамление: нижние окна — в виде валика с килевидным подвышением, верхние окна обрамлены наличниками с полуколонками, увенчанными одинарными или спаренными кокошниками. Фасады галереи и крыльца декорированы более богато. Здесь применены многочисленные горизонтальные тяги, членящие фасады и обрамляющие арки, профилированные архивольты, квадратные уступчатые нишки с вкрапленными в них изразцами, образующие междуэтажный фриз и украшающие лопатки. Собор имеет палаточное покрытие и увенчан пятью барабанами с куполами. Центральный барабан прорезан шестью узкими удлиненными окнами, угловые барабаны — глухие. Все барабаны декорированы аркатурно-колончатым фризом.

Памятник сложен из кирпича на известковом растворе.

Собор представляет собой характерный образец культовой архитектуры конца XVII в. и имеет парадно-торжественный вид (особенно с востока), который дополнительно оживляется необычной композицией крыльца, открытой галереей и нарядным декором крыльца и галереи.

Информация

Ядрышников В. А. Исторический паспорт (сентябрь, 1983)