Адрес: ул. Большая Санкт-Петербургская, 12

История

В 1870-х годах община католиков Новгорода выкупила участок земли на Мининской улице. Был выстроен деревянный костел, который сгорел в пожаре 1890 г.

Фотография деревянного костела

В Российском государственном историческом архиве (Санкт-Петербург) хранится дело «О постройке каменной римско-католической церкви в гор. Новгороде». Из этого дела известно, что проект костела был утвержден 31 мая 1891 г. и вскоре начались строительные работы.

Автор проекта костёла в деле не назван. Можно предполагать, что проектировал его новгородский губернский архитектор Райнольд Казимирович Кржижановский, уроженец Белостока, католического вероисповедания. 50-летний юбилей его плодотворной деятельности в Новгороде торжественно отмечали во вновь устроенном костеле.

Костел сразу стал одной из достопримечательностей Софийской стороны Новгорода. В изданном в 1910 г. путеводителе В. П. Ласковского сообщается, что в костёле имеются хороший орган и интересная картина на религиозный сюжет — «Целование Иуды».

Фотография костела начала XX века

В 1907 г. Городская Дума разрешила при костеле построить ледник, навес и жилой деревянный дом.

14 ноября 1904 г. при костеле учреждается римско-католическое благотворительное общество. Председателем его до 1916 г. неизменно была баронесса Александра Доминиковна Врангель — вдова генерал-лейтенанта, командира 1-ой бригады 22-й пехотной дивизии, расквартированной в Новгороде.

В 1907 г. римско-католическое общество открывает детский приют в доме по Мининской улице.

В 1930-х были снесены две башни костела. После Второй мировой войны в здании открылся кинотеатр "Родина".

Фотография кинотеатра в перестроенном костеле (1950-е годы)

Католический приход возобновил свою деятельность в 1993 г., и в 1996 г. общине было передано все здание. Две башни костела воссозданы в 2010 году.

Архитектура

Архитектура здания решена в духе эклектики, что характерно для того времени. Так как в Западной Европе костелы возводились, как правило, в неоготическом или необарочном стилях, то и для новгородского костела автор проекта избрал путь стилизации форм барокко.

Криволинейные очертания плана, пилястровые и колонные раскреповки, сложный профилированный карниз — две колокольные башни с вогнутыми внутрь стенами, полуциркульными фронтонами и барочными главами отличают этот памятник.

Информация

Секретарь Л. А. Краткая историческая справка.